Жизнь древних греков

То, что сильный, хорошо подготовленный к войне народ может одержать победу над народом миролюбивым и беззащитным, — это вполне понятно; к примеру, то, что критяне были разбиты вероломным нападением микенцев, не вызывает удивления. Гораздо труднее понять причины поражения воинственного и сильного народа, каким были ахейцы. Возможно, они подверглись нападению в особенно трудный для них период: новые завоеватели застали врага изнуренным долгой Троянской войной, которая стала суровым испытанием для стойкости мужественных ахейцев, обезглавив их армию, опустошив казну; она озлобила души людей и в конце концов совершенно обескровила воинственный народ, лучшие представители которого пали на полях сражений вдали от родины.

Работы на полях выполнялись рабами; за ними постоянно следили надсмотрщики, часто суровые, а порой и просто жестокие.

Кроме того, Троянская война обнаружили те разногласия, которые более или менее очевидно проявлялись между царями и до похода на Трою. Междоусобные распри к тому времени окончательно расшатали и без того непрочную политическую систему в Греции, основанную на союзе независимых городов-государств. Каждый царь, каждая община, сколь бы малой она ни была, часто претендовали на независимость, в том числе и военную, что полностью разрушило равновесие во всем греческом союзе. Этот хронический недуг, и в другое время весьма опасный, в периоды войны становился смертельным, в особенности если война велась с противником, решительно настроенным на победу, как это случилось при столкновении ахейцев с дорийцами.

Не следует забывать  и о другой причине, по которой ахейцы потерпели столь неожиданное, как это казалось, поражение, о причине, которая современному человеку может видеться маловажной: у дорийцев было более крепкое оружие. Впрочем, в истории человечества отнюдь не редки случаи, когда победа зависит по большей части была знакома обработка железа, ахейское же оружие из бронзы пусть даже в весьма умелых и опытных руках, тем не менее не могло противостоять силе железа.

Эта греческая монета была в обращении в "золотой век" торговли и принималась всеми торговцами.

Кроме всего прочего, дорийцы были племенем, родственным ахейцам по происхождению и принадлежавшим одной индоевропейской ветви. Говорили оба народа на сходных языках, и те и другие пришли с севера, и самое главное, они были одинаково воинственны и упорны, а следовательно, и дорийцы обладали талантом покорять и завоевывать.

Говоря о первом завоевании Греции, обычно имеют в виду нашествие дорийцев, однако необходимо подчеркнуть, что, хотя дорийцы были самым сильным и многочисленным племенем, в целом в массе завоевателей выделялись, как минимум, еще два народа: эолийцы и ионийцы. Когда ахейцы почувствовали неизбежность своего поражения, когда увидели, как рушатся разоренные врагом твердыни их славных городов, когда оплакали былую гордую мощь Микен и Тиринфа, когда поняли, что их мир исчез и навсегда прекратил свое существование, они попытались любым способом избежать рабства. Многим удалось погрузиться на быстрые корабли – свидетельства недавней славы – и уйти от преследования. Некоторые из них пристали к побережью Малой Азии, другие – к еще более далеким неизвестным и иногда враждебным берегам. Те, кто остался на родной земле, перенесли тяжкие лишения, но постепенно смешались с завоевателями. История вновь повторилась: теперь ахейцам, которых некогда облагородило влияние критян, предстояло направить по пути культурного прогресса новых победителей.

Бытовая сценка в древни греческих селениях

Цивилизаторский поход оказался неожиданно трудным, почти безнадежным. Настолько гибельным было потрясение от дорийского завоевания, что потребовалось целых четыре века, с 1200 по 800 год до н.э., для того, чтобы изжить так называемое “греческое средневековье”, или “темные века”. В конце концов на руинах славной цивилизации, которую сами они и разрушили, дорийцы с помощью побежденных смогли построить другую цивилизацию, еще более великую, чем прежняя.

Красная фигура на черном фоне этой вазы совершенной формы и стиля изображает человека, играющего с обручем.

Новая цивилизация называлась “эллинской” – от слова “эллины”, которым сами греки называли племена, родственные по происхождению, даже если они заселяли различные области Греции. Эллинами были дорийцы Пелопоннеса, Фокиды и Локриды; эллинами были ахейцы Арголиды; эллинами назывались и эолийцы Беотии и Аркадии, и ионийцы Аттики и Эвбеи.

Эллинами были также все те, кто, уехав  со своей великой родины – Эллады, поселились в других землях, омываемых Средиземным и Черным морями. За первыми переселенцами ахейцев, вызванными дорийским нашествием, последовали переселения представителей почти всех греческих племен: процесс то усиливался, то ослабевал, не прекращаясь в течение многих веков.

Причин такого широкого расселения было множество: деспотизм правящих классов, нехватка плодородных земель при постоянном росте населения, непригодные климатические условия, скудные урожаи, а также необходимость строить на побережье новые порты для расширения морской торговли. Ко всему этому следует прибавить дух авантюризма, который был яркой отличительной чертой греков.

В эллинских портах процветала торговля; для перевозки товаров использовались быстрые греческие корабли.

Население “колоний”, так назывались эти бесчисленные, совершенно автономные центры греческой эмиграции, ревностно сохраняло чувство родства с прежней родиной и не хотело разрывать с ней связь – не только потому, что это было бы невыгодно, но прежде всего из-за любви к своей родине, которая теперь стала для них метрополией.

Отъезд из родных мест неизменно сопровождался церемонией со священным огнем: отправляющиеся в колонию люди подходили к вечно пылающему огню на алтаре, который был в любом городе, чтобы зажечь факел; перенесенный в новое место обитания, всегда поддерживаемый огонь этого факела становился символом непрерываемой связи с родиной, преемственности обычаев и священных обрядов, клятвой верности им.

По прошествии веков владение колониями стало политическим и социальным явлением, невероятно расширившим границы греческого мира. Достаточно вспомнить, что в одной только Италии греческие колонии, распространенные в основном на территориях нынешних Калабрии, Сицилии и Кампании, получившие общее название Великая Греция, — Агригент, Сиракузы, Мессана, Кротон, Кумы, Тарент, Сибарис, Регий ( это названия лишь самых главных греческих колоний в Италии) – были не только островами культуры своей великой родины; они продолжали ее традиции, они жили ее воздухом.

Просмотров: 17 259

Ваш комментарий

*