Жизнь древних греков
То, что сильный, хорошо подготовленный к войне народ может одержать победу над народом миролюбивым и беззащитным, — это вполне понятно; к примеру, то, что критяне были разбиты вероломным нападением микенцев, не вызывает удивления. Гораздо труднее понять причины поражения воинственного и сильного народа, каким были ахейцы. Возможно, они подверглись нападению в особенно трудный для них период: новые завоеватели застали врага изнуренным долгой Троянской войной, которая стала суровым испытанием для стойкости мужественных ахейцев, обезглавив их армию, опустошив казну; она озлобила души людей и в конце концов совершенно обескровила воинственный народ, лучшие представители которого пали на полях сражений вдали от родины.
Кроме того, Троянская война обнаружили те разногласия, которые более или менее очевидно проявлялись между царями и до похода на Трою. Междоусобные распри к тому времени окончательно расшатали и без того непрочную политическую систему в Греции, основанную на союзе независимых городов-государств. Каждый царь, каждая община, сколь бы малой она ни была, часто претендовали на независимость, в том числе и военную, что полностью разрушило равновесие во всем греческом союзе. Этот хронический недуг, и в другое время весьма опасный, в периоды войны становился смертельным, в особенности если война велась с противником, решительно настроенным на победу, как это случилось при столкновении ахейцев с дорийцами.
Не следует забывать и о другой причине, по которой ахейцы потерпели столь неожиданное, как это казалось, поражение, о причине, которая современному человеку может видеться маловажной: у дорийцев было более крепкое оружие. Впрочем, в истории человечества отнюдь не редки случаи, когда победа зависит по большей части была знакома обработка железа, ахейское же оружие из бронзы пусть даже в весьма умелых и опытных руках, тем не менее не могло противостоять силе железа.
Кроме всего прочего, дорийцы были племенем, родственным ахейцам по происхождению и принадлежавшим одной индоевропейской ветви. Говорили оба народа на сходных языках, и те и другие пришли с севера, и самое главное, они были одинаково воинственны и упорны, а следовательно, и дорийцы обладали талантом покорять и завоевывать.
Говоря о первом завоевании Греции, обычно имеют в виду нашествие дорийцев, однако необходимо подчеркнуть, что, хотя дорийцы были самым сильным и многочисленным племенем, в целом в массе завоевателей выделялись, как минимум, еще два народа: эолийцы и ионийцы. Когда ахейцы почувствовали неизбежность своего поражения, когда увидели, как рушатся разоренные врагом твердыни их славных городов, когда оплакали былую гордую мощь Микен и Тиринфа, когда поняли, что их мир исчез и навсегда прекратил свое существование, они попытались любым способом избежать рабства. Многим удалось погрузиться на быстрые корабли – свидетельства недавней славы – и уйти от преследования. Некоторые из них пристали к побережью Малой Азии, другие – к еще более далеким неизвестным и иногда враждебным берегам. Те, кто остался на родной земле, перенесли тяжкие лишения, но постепенно смешались с завоевателями. История вновь повторилась: теперь ахейцам, которых некогда облагородило влияние критян, предстояло направить по пути культурного прогресса новых победителей.
Цивилизаторский поход оказался неожиданно трудным, почти безнадежным. Настолько гибельным было потрясение от дорийского завоевания, что потребовалось целых четыре века, с 1200 по 800 год до н.э., для того, чтобы изжить так называемое “греческое средневековье”, или “темные века”. В конце концов на руинах славной цивилизации, которую сами они и разрушили, дорийцы с помощью побежденных смогли построить другую цивилизацию, еще более великую, чем прежняя.
Новая цивилизация называлась “эллинской” – от слова “эллины”, которым сами греки называли племена, родственные по происхождению, даже если они заселяли различные области Греции. Эллинами были дорийцы Пелопоннеса, Фокиды и Локриды; эллинами были ахейцы Арголиды; эллинами назывались и эолийцы Беотии и Аркадии, и ионийцы Аттики и Эвбеи.
Эллинами были также все те, кто, уехав со своей великой родины – Эллады, поселились в других землях, омываемых Средиземным и Черным морями. За первыми переселенцами ахейцев, вызванными дорийским нашествием, последовали переселения представителей почти всех греческих племен: процесс то усиливался, то ослабевал, не прекращаясь в течение многих веков.
Причин такого широкого расселения было множество: деспотизм правящих классов, нехватка плодородных земель при постоянном росте населения, непригодные климатические условия, скудные урожаи, а также необходимость строить на побережье новые порты для расширения морской торговли. Ко всему этому следует прибавить дух авантюризма, который был яркой отличительной чертой греков.
Население “колоний”, так назывались эти бесчисленные, совершенно автономные центры греческой эмиграции, ревностно сохраняло чувство родства с прежней родиной и не хотело разрывать с ней связь – не только потому, что это было бы невыгодно, но прежде всего из-за любви к своей родине, которая теперь стала для них метрополией.
Отъезд из родных мест неизменно сопровождался церемонией со священным огнем: отправляющиеся в колонию люди подходили к вечно пылающему огню на алтаре, который был в любом городе, чтобы зажечь факел; перенесенный в новое место обитания, всегда поддерживаемый огонь этого факела становился символом непрерываемой связи с родиной, преемственности обычаев и священных обрядов, клятвой верности им.
По прошествии веков владение колониями стало политическим и социальным явлением, невероятно расширившим границы греческого мира. Достаточно вспомнить, что в одной только Италии греческие колонии, распространенные в основном на территориях нынешних Калабрии, Сицилии и Кампании, получившие общее название Великая Греция, — Агригент, Сиракузы, Мессана, Кротон, Кумы, Тарент, Сибарис, Регий ( это названия лишь самых главных греческих колоний в Италии) – были не только островами культуры своей великой родины; они продолжали ее традиции, они жили ее воздухом.