Вторая Мессенская война
Иллюстрация основана на батальной сцене, изображенной на поздней протокоринфской вазе из коллекции Чиги, на которой был изображен флейтист. Некоторые предполагали, что использование флейтистов было практически общепринято. Однако с уверенностью можно сказать, что лишь спартанская армия использовала подобных музыкантов. Можно предположить, что художник изобразил флейтиста именно как знак того, что речь идет о спартанской армии. В таком случае мы можем иметь дело с самым ранним цветным изображением спартанских гоплитов. В высоту ваза достигает 26 см; миниатюрное изображение размещено в четырех горизонтальных поясах. В самом верхнем поясе изображена батальная сцена — одно из самых ранних бесспорных изображений сражения гоплитов. Фотографию, учитывая размеры и форму вазы, сделать достаточно трудно, поэтому можно посоветовать читателям обратиться к прекрасной цветной реконструкции батальной сцены в книге Питера Коннолли (Peter Connolly. Greece and Rome at War.L. 1981). Ваза датируется 650—625 гг. до н.э., и изображение может относиться к Второй Мессенской войне, которая началась в 660-х гг. до н.э. и продолжалась много лет.
[ad#Googletekst_1]
Обод гоплитского щита покрыт бронзовой полосой с практически неизменным витым орнаментом. Самый верхний слой щита, сделанный из кожи, раскрашен как и обод. Фон желтый — видимо, имитация бронзы. Левая рука до локтя пропущена в бронзовое кольцо-порпакс (рограх), а в кулаке зажата рукоятка-антилаба (antilabe), прикрепленная к ободу. Судя по изображению, предплечье левой руки было защищено дополнительными слоями кожи, приклеенной к обратной стороне щита. Позднее это усиление изготавливали из бронзы. Значение эмблем на щитах врагов спартанцев, если они и существовали, нам неизвестно. Из четырех спартанцев на переднем плане у двоих под панцирями ничего не надето, а двое других носят кроваво-красные хитоны. Можно предположить, что кроваво-красные хитоны стали использовать в спартанском войске уже в столь ранний период. У каждого воина — по два копья, и на некоторых из этих копий видны метательные ремни. У копий нет бронзовых подтоков-савротеров (sauroter), характерных для гоплитских копий в более позднее время. Таким образом, переход от «гомеровского» способа ведения войны, когда копье выполняло двойную функцию, еще не был завершен. Важным является сообщение Тиртея, жившего во времена Второй Месеенской войны, что копья кидали из-под прикрытия щита. Изображения мечей на вазе отсутствуют.