Воспитание детей в древнем Риме
В Риме государственная школа, открытая для всех желающих, появилась в период империи, а точенее, во второй половине I века н.э. В республиканскую эпоху каждая патрицианская семья нанимала педагога, который заботился об образовании детей. Порядки в римской школе отличались суровостью: дети приходили в школу засветло, к полудню они возвращались домой, чтобы пообедать и отдохнуть, а потом вновь уходили в школу до вечера. Первой ступенью были начальная школа (по-латыни она называлась Ludi magister); здесь дети овладевали азами образования; они учились читать, писать и считать. С 12 лет для ребенка начинались занятия в средней школе, где обучали правильно говорить по-гречески и читать классиков греческой и латинской литературы. С семнадцати лет молодые люди могли посещать школу ритора, где они упражнялись в публичных выступлениях и в обсуждении судебных речей, совершенствуя свои навыки в ораторском искусстве, поэтому в эту школу принимали тех, кто готовился к политической и юридической деятельности.
Как любые дети в любую эпоху, римские дети большую часть времени проводили в различных играх. Любимые развлечения детей в Древнем Риме не слишком отличались от игр сегодняшних детей: мальчики играли в мяч, в прятки и догонялки, а девочки – в тряпичные куклы. Типично римской была игра в кости – далекий предок современного бильярда. За исключением детей из патрицианских семей, которые могли играть в собственных садах, дети в основном играли па площадях и улицах города, в городских парках.
Вообще детям часто предоставлялся случай весело провести время: религиозные празднества, зрелища в цирке, военные парады и триумфы различных полководцев были прекрасным поводом развлечься. Уже в те времена было популярно игрушечное оружие: мечи, луки, деревянные палаши. Все это использовали в своих невзаправдашних войнах маленькие римляне, прежде чем в семнадцать лет быть призванными на военную службу.