Великие Пирамиды и Египетское искусство

Великие Пирамиды

Пирамиды, не будучи архитектурными шедеврами в художественном смысле этого слова, тем не менее представляют собой произведения, возведение которых требовало от египетских техников и мастеров максимума сил и умения. Чтобы представить себе всю грандиозность предприятия, достаточно привести некоторые цифры. Пирамида фараона Хеопса, то есть его гробница, которую называют также великой пирамидой, занимает площадь  в 52 тысячи квадратных метров, а в высоту достигает едва ли не150 метров(изначально, так как с течением времени из-за дождя и ветра она стала на несколько метров ниже); пирамида эта сложена из примерно двух миллионов и 250 тысяч каменных блоков средним весом в две с половиной тонны каждый. Для возведения этой пирамиды потребовался тридцатилетний труд около ста тысяч рабочих. Несмотря на огромность размеров пирамиды, ее немногочисленные внутренние помещения, соединенные узкими коридорами, невелики: все пространство занимают громады перекрывающихся квадратных блоков, эта гора тщательно отесанных камней.

Пирамиды строились ценой тысяч человеческий жизней: многие годы подряд день и ночь рабы трудились почти без отдыха. Возведение обелисков и сфинксов тоже требовало труда рабов - под началом не знавших жалости египетских архитекторов.

Ясно, что при возведении столь грандиозного сооружения малейшая погрешность в исходных расчетах должна была бы привести к невосполнимым потерям как с  точки зрения устойчивости пирамиды. Современные исследования показали, что, к примеру, разница между четырьмя сторонами основания пирамид никогда не превышает нескольких сантиметров.


[ad#Googletekst_1]
Труд по подготовке строительной площадки и обработке каменных блоков был поистине скрупулезным: сначала выравнивалась и тщательно утрамбовывалась квадратная площадка, затем приступали к укладыванию блоков. Вся работа по передвижению блоков выполнялась вручную, с помощью двух технических приспособлений: деревянных цилиндров-катков и песчаных насыпей. Обычными орудиями для обтесывания камня служили куски кремня, металлические резцы и деревянные кувалды.

Построение обелиска требовало много усилий человеческих рук.

 Египетское Искусство.

Многие сюжеты из жизни Древнего Египта известны нам по прекрасным образцам египетской живописи и скульптуры. Даже самый поверхностный взгляд различает в египетском искусстве два пласта: искусство официальное и народное. Первое имело религиозное значение, в то время как второе являлось выражением народного сознания, стремившегося запечатлеть лучшие моменты бытия.    Когда важные в государстве лица заказывали свои изображения, ими руководило желание бессмертия и боги, согласно их верованиям, должны были это желание исполнить.

Не менее внушительным и величественны были ансамбли дворцов, где суровость сочеталось с изяществом и уютом.

Так, если человек изображался в кругу семьи, на фоне восхитительной яркой природы нильского побережья, окруженный сотнями слуг, — это значило, что именно таким он хотел бы видеть свое посмертное существование и что он просит богов именно об этом. Таким образом, цели официального искусства были во многом вполне практическими. Однако набеги соседних народов и жестокие войны, наполнявшие тысячелетие между Древним(ХХ в.до н.э) и Новым ( Х в.до н.э) царством, вызвали значительные изменения в официальном искусстве: действительность, часто трагическая, навязывала новые выразительные средства и художникам, и заказчикам изображений. Например, лица изображавшихся в этот период царей напоминают трагические маски; панорамы сражений представляют уже не только моменты триумфов, но и картины бушующих страстей, необъятного гнева, насильственной смерти. Это были образы постепенного заката государственной мощи Египта.

Народное искусство донесло до нас образы простодушные и поэтичные, порой полные наивного юмора. Мы видим многочисленные изображения крестьян за работой: жнецов, срезающих золотистые колосья, и жниц, собирающих снопы; рыбаков, притаившихся в зарослях камыша или тянущих из воды сети, полные рыбы; легкие тростниковые суда на поднятых парусах идут вверх по течению Нила. Это были картины простой и счастливой жизни, полной трудов и радостей, в окружении ласковой природы, на ясной и мирной земле, снискавшей благословение богов. Один вид прикладного искусства был у египтян в особом почете – а именно изготовление  одежды. Обладая изысканным вкусом и чувством изящного, египтяне носили одеяния самого простого покроя, но с великолепным четким силуэтом. Мужчины и в походке и в лице сохраняли внушительность и серьезность, подчеркивавшиеся строгими линиями одежды. Женщины украшали себя ожерельями изящной ручной работы. Для наложения гриба пользовались бронзовым зеркалом, покрытым тонкой серебряной фольгой. Среди знаменитых украшений супруги Тутмоса II  - колье из пяти золотых подвесок в форме фляг ( изображение фляги в египетском письме означало “благо”), на ленте из листьев лотоса; ожерелье из 370 драгоценных камней: ляпис-лазури, бирюзы, гранатов. Только в период Нового царства женщины начали носить огромные парики и одеваться чересчур пышно и ярко.

Папирусы и высеченные в камни рельефы – во множество сохранили небольшие по размеру изображения людей, животных, различных предметов, а также разнообразные фигуры, значение которых на первый взгляд совершенно непонятно. Одно время ученые думали, что перед ними некие магические формулы; позже стало ясно, что речь идет о письменах: это были образцы древнеегипетской письменности. Однако понять, что эти загадочные знаки составляют тексты, было недостаточно, следовало отыскать ключ к их расшифровке. Целые века археологи (ученые, изучающие материальные предметы, сохранившиеся от древнейших культур) бились над расшифровкой “иероглифов”, этих “священных письмен”, в поисках ключа от тайны. Таким ключом в данном случае мог бы стать папирус или камень, содержащий одновременно написанный иероглифами текст и его точный перевод на какой-нибудь уже известный язык. Неизвестно, сколько времени загадка еще ждала бы своего разрешения, если бы один из солдат наполеоновской армии 2 июля 1798 года не нашел по счастливой случайности камень, глыбу прочнейшего черного базальта, с высеченными на нем письменами, представлявшими собой фрагмент текста, написанного на трех языках: древнеегипетскими иероглифами, на позднеегипетском  и греческом. Потребовались немалые усилия для расшифровки надписи на Розеттском камне, названном так по имени города, недалеко от которого он был найден; но страстный любитель древних языков, француз Жан-Франсуа Шампольон, сумел добиться успеха. Загадка иероглифов была разрешена.

Первоначальное египетское письмо называется “идеографическим”; это означает, что всякому понятию, выраженному в речи одним или несколькими словами, отвечал отдельный знак-рисунок. Для увеличения скорости письма эти рисунки постепенно упрощались и, соответственно, становились все более абстрактными. К подобного рода символам возводят и буквы современных алфавитов, в которых отдельные знаки соответствуют уже не расположены в определенном порядке, составляют слова – такая система письма называется “фонетической”.

Письменность в Египте не могла бы достигнуть того высокого уровня развития, который она имела, если бы не открытие папируса как материала для письма. В самом деле, выцарапывать значки на камне было и тяжело, и неудобно и, помимо прочего, отнимало очень много времени; писать на тонких и легких листах было гораздо проще. Такие листы для письма делались из растущего на берегах Нила травянистого растения – “папируса”. Стебель папируса разрезали вдоль снизу доверху, так что получались две длинные узкие ленты. Их высушивали и потом множество таких полосок соединяли друг с другом в довольно широкий лист. Таким листам придавали прочность, склеивая их по два или более, причем так, чтобы волокна шли крест-накрест. При этом использовался клей, изготовленный из пшеничной муки. Изготовление папирусов завершалось прессовкой и просушкой листов;  в самом конце их пропитывали кедровым маслом. Исписанные папирусы часто хранились в глиняных амфорах. Характерному для Египта сухому климату мы обязаны сохранением многочисленных свитков, для которых влажная среда была бы губительной.

Просмотров: 11 970

3 комментария к “Великие Пирамиды и Египетское искусство”

  • 22 марта, 2013, 11:38

    В последнее время ученые сомневаются в том что пирамиды строили египтяне! Учитывая древность построек!

  • GeryWets
    6 июня, 2014, 2:56

    Я извиняюсь, но, по-моему, Вы ошибаетесь. Предлагаю это обсудить.

  • Spartan
    7 июня, 2014, 20:32

    GeryWets давайте обсудим, я только за. Что вас смутило?

Ваш комментарий

*