Торговля и мореплавание финикийцев

Торговля и мореплавание.

Скудность собственных земель, расположенных между Египтом и Месопотамией, заставляли финикийцев извлекать всевозможные выгоды из мореплавания, и финикийские купцы торговали по всему Средиземноморью. Купцы обменивали местные товары и ремесленные изделия на иноземные: египетское зерно, кипрскую медь, испанское серебро, сицилийские серу и железо;  золото и свинец доставлялись в Финикию даже через Черное море. Финикийцы усердно поставляли в страну и диковинные товары, прибывавшие из данных мест с торговыми караванами, пересекавшими всю Азию. Среди таких товаров были ладан, мирра, прозрачный муслин, ценные ковры и редкие сорта дерева из Индии, слоновая кость и эбеновое дерево из Африки.

Одно из разнообразных занятий финикийцев в Средиземноморье заслуживает безусловного порицания - речь идет о пиратстве.

Как и все древние народы, финикийцы не делали слишком большого различия между честной торговлей, мошенничество и прямым разбоем. Часто они пользовались приемами, столь близкими к пиратству, что вскоре приобрели наихудшую репутацию; греки, которые и сами не отличались безупречным поведением в торговых делах, в конце концов стали называть “финикийцами” всех, кто промышлял нечестным способом.

Экипажи многих финикийских кораблей составляли пираты, безжалостно атаковавшие и грабившие беззащитные торговые суда по всему Средиземному морю.

Похоже, что финикийцы, это отважные моряки, преодолели Гибралтарский пролив и достигли не только берегов Британии, где можно было олово, но и добрались даже до Балтийского моря в поисках янтаря. Каковы же были самые далекие пункты путешествий финикийских моряков? Согласно Геродоту, они обогнули Африку по поручению фараона Нехо в VI веке до н.э., причем путешествие заняло три года.

Первой школой мореплавания для финикийцев, без сомнения, была рыбная ловля, во время которой часто приходилось по морю огибать многочисленные горные отроги, делавшие крайне неудобным передвижение по суше. Сама протяженность финикийских берегов манила во все более далекие путешествия. Необходимость обратилась в привычку, финикийцы научились разумно использовать изменчивость течений и ветров и мало-помалу создали целую науку навигации. Первые корабли финикийцев, имевшие малую осадку и вместимость, могли плавать только на небольшом расстоянии от берега, но зато, путешествуя таким способом в совершенно неизвестных тогда водах, они приблизились к разрешению многих интереснейших задач. Не располагая никакими  бортовыми инструментами, финикийцы научились ориентироваться по звездам; главной из путеводных звезд стала для них Полярная звезда, долгое время так и называвшаяся “Финикийской звездой”, само открытие которой приписывают финикийцам.

древняя жертвенная чаша из золота

Финикийцы, имевшие в своем распоряжении крепкие и прямые ливанские кедры, по высоте иной раз превосходившие40 метров, могут считаться первыми настоящими мастерами кораблестроения. Благодаря своим крепким остовам из дерева финикийские корабли выгодно отличались даже от самых лучших по тому времени египетских, которые вообще были скорее похожи на плавучие ящики, чем на привычные нам суда. В основании финикийского корабля лежал киль, цельное длинное бревно из прочного дерева. От киля, как ребра от позвоночника, отходили поперечные деревянные балки, соединявшиеся между собой рядами параллельных килю бревен, составлявших днище корабля. Борта были довольно высокими, и между ними имелась палуба, накрепко зажатая поперечными балками. Каркас обшивался отлично подогнанными досками, которые пропитывались специальным водоотталкивающим раствором из халдейских масел. Подводная часть киля снабжалась острым волнорезом с металлической обшивкой, достаточно мощным, чтобы прошибить при необходимости борт неприятельского судна. Квадратный парус, поднимавшийся на одной-единственной мачте, применялся, только если ветер дул точно в корму, и, следовательно, быстроходность и маневренность финикийских судов были почти целиком делом гребцов. Груз, который мог достигать несколько тонн, располагался в центре, так, чтобы по бортам оставалось достаточно места для гребцов. Рулем служили два широких и очень длинных весла. В Финикии имелся и военный торговый флот. Вид финикийских кораблей нам известен по изображениям, найденным в некоторых египетских гробницах, по росписям на греческих судах и по ассирийским барельефам. Самый известный такой барельеф, найденный в Ниневии, относится к VII веку до н.э.; на нем изображен военный корабль длиной около20 метровс двумя рядами гребцов.
[ad#Googletekst_1]
Начало финикийских колонизаций следует связывать с активностью Сидона, сразу после вторжения в восточные земли так называемых морских народов. О времени основания колоний мы располагаем только греческими свидетельствами, относящимися к значительно более поздней эпохе. Однако уже в X веке до н.э. на берегах Эгейского моря должно было существовать немало колонизированных Финикией городов, поскольку примерно в эту эпоху греками и был перенят финикийский алфавит.

Финикийские купцы основывали базары и торговые склады всюду, куда только могли добраться их суда.

Важнейшими из колонии были финикийские земли в Северной Африке и Южном Средиземноморье, особенно в Испании и на островах – Сицилии и Сардинии. Главным колониальным городом был Карфаген, “новый город”, названный так жителями Тира, которые основали его на месте старинных торговых складов Сидона. Колонисты сохраняли родной язык, веру и традиционные обряды, но политически пользовались некоторой самостоятельностью. Один лишь Карфаген сделался со временем совершенно независимым от Финикии, подчинил себе местное население и другие колониальные города Африки и приобрел значительное влияние на море и в торговле, став серьезным противником Греции и Рима.

Просмотров: 3 614

Один комментарий к “Торговля и мореплавание финикийцев”

  • Александра
    21 сентября, 2012, 0:57

    Да, пожалуй у Финикийцев была развита морская торговля очень хорошо!

Ваш комментарий

*