Спартанская одежда и амуниция

В Древней Греции мужчины и женщины мало времени проводили вместе. Мужчины должны были большую часть дня трудиться в поле, женщины занимались домашними делами. Как свидетельствуют изображения и описывают тексты, грязную работу, такую как вспашка, сев или лепка посуды, мужчины выполняли обнаженными. Отсутствие одежды во время атлетических занятий было частью своеобразного ритуала. В начале архаического периода атлеты носили легкие одежды, однако впоследствии одежда исчезла с их тел полностью. Тяготы военной службы, когда надо было совершать переходы и сражаться в тяжелом вооружении, и все это зачастую — подпалящим летним солнцем, едва ли предъявляли меньше требований к людям, чем работа и физические упражнения. Кроме того, война имела не меньшее культовое значение, чем спортивные соревнования. Когда мы видим изображения спартанцев, сражающихся без хитонов, мы не должны думать, что это — художественный вымысел или «героизация». Безусловно, в некоторых случаях так оно и есть, но гораздо чаще нагота в греческом искусстве отражает реальное положение дел.

616-22

Кроваво-красная одежда

Ликург приказал лакедемонянам носить одежду кроваво-красного цвета и бронзовые щиты. Такая одежда менее всего походила на женскую и была удобна для ведения войны.

Щит было легко полировать, и свой блеск он утрачивал весьма нескоро. Более поздние источники дополнили сведения, приведенные Ксенофонтом. Плутарх отмечал, что кроваво-красная одежда наводила ужас на неопытного противника и делала менее заметными ранения. В те времена, когда Ксенофонт писал свои произведения, такая одежда стала практически универсальной для войск всех греческих государств. Это было в значительной степени следствием лакедемонского влияния. Таким образом, утверждение о том, что кроваво-красный является «воинственным» цветом, полностью стало соответствовать действительности в IV в. до н.э. Реальную причину появления такой расцветки

одежды следует искать, видимо, в другом. В древности изготовление одежды было долгим и дорогостоящим процессом. Большая часть ее производилась в домашних условиях.

77-7

Хотя наши познания в этой области несколько ограничены, можно предположить, что до конца V в. до н.э. многие имели один только плащ. И было обычной практикой одолжить плащ у соседа на то время, пока свой находится в стирке. Ситуация изменилась, видимо, позже. Однако и тогда большинство людей обладало ограниченным набором одежды. Ксенофонт сообщает, что на битву он надевал свою лучшую одежду. Это он делал по двум соображениям. Если боги даруют победу, то праздничная одежда как нельзя лучше подойдет к этому торжественному случаю, если же он погибнет, то свою судьбу следует встретить хорошо одетым. Похоже, такой подход был весьма распространенным.

Существует мнение, что матери и жены спартанских воинов для своих мужчин, постоянно рискующих жизнью, стремились шить хитоны самого высокого качества. И кроваво-красная ткань, как самая дорогая, пользовалась всеобщим спросом. Распространение такой одежды возникло из обычной практики, и лишь потом она была узаконена официально. Как давно возник обычай ношения кроваво-красной одежды, сейчас установить трудно. Однако можно утверждать, что это была очень древняя традиция. В начале V в. до н.э. хитоны воинов продолжали оставаться богато украшенными. И хотя

ношение кроваво-красной одежды стало к этому времени уже формализованным, от стандартизированного платья она отличается очень сильно. В IV в. до н.э. армия Агесилая была полностью кроваво-красной. К этому времени, как кажется, уже можно говорить о «форменной» военной одежде, которая могла иногда устанавливаться командиром. Кроваво-красный стал цветом воина, и в особенности — лакедемонского воина. Лакедемонянина даже хоронили в его кроваво-красной одежде.

[ad#Googletekst_1]
88-8

Хитон

Основным предметом одежды был хитон {chiton). В архаический период хитон представлял собой относительно толстое шерстяное одеяние. Однако в классический период (V-IV вв. до н.э.) он стал тоньше, и вместо шерсти иногда стал использоваться лен. В V в.до н.э. широкое распространение получил новый тип хитона — эксомида (exomis). Первоначально оставлявшая свободной правую руку эксомида была одеждой ремесленников, но после того, как в V в. до н.э. панцирь вышел из употребления, лакедемоняне  стали использовать эксомиду в качестве военной одежды. Эксомида была с двумя рукавами, но правый рукав можно было спустить, освобождая правое плечо. Это позволяло свободно действовать оружием во время сражения. У Плутарха в биографии спартанского царя Клеомена III рассказывается, как это делалось: надевая свой хитон, он распустил шов на правом плече. Очевидно, когда человек хотел надеть хитон в два рукава, он зашнуровывал шов обратно. С течением времени кроваво-красная эксомида в подражание лакедемонским воинским обычаям стала использоваться во всех армиях греческих государств.

Просмотров: 6 110

4 комментария к “Спартанская одежда и амуниция”

  • Леонид
    24 мая, 2012, 22:00

    Прикольная статья, узнал много нового для себя об амуниции спартанских воинов.

  • Алена
    26 мая, 2012, 0:03

    Стальные мускулы спартанцев можно считать тоже за амуницию =))))

  • Юра
    1 июня, 2012, 0:53

    Без амуниции они сражались лучше, т.к. были более ловчее.

  • Костя
    25 сентября, 2012, 22:36

    Интересные статьи об спартанское амуниции, прочитал все части на одном дыхание! Спасибо!

Ваш комментарий

*