Спартанская одежда и амуниция: часть 2

Плащ

Греки носили плащи двух типов — гиматион (Mutation) и хламида (chlamys). Оба они были прямоугольными по форме, но гиматион был значительно длиннее. Его носили, обернув вокруг тела. Хламида перебрасывалась через левое плечо и фиксировалась застежкой-фибулой над правым. Гиматион был весьма популярен в архаический период, затем его значительно потеснила хламида, которая позволяла чувствовать себя гораздо более свободно. Она была более удобна для путешествий, охоты и других занятий, требующих свободы движений. Хламиду обычно надевали поверх хитона. Гиматион носили и без нижней одежды. Лакедемоняне на протяжении всего классического периода сохраняли традиционную форму гиматиона, так и не заменив его хламидой. В битву плащ обычно не надевали. Его использовали только вне службы или в мирное время. Подобно другим предметам одежды, используемым лакедемонянами, плащ был выкрашен в кроваво-красный цвет. Когда землетрясение 464 г . до н.э. погубило большое количество спартанцев и илоты подняли восстание, спартанцы послали Периклеида в Афины за помощью. Там он сидел «как смерть бледен в плаще кроваво-красном». Лакедемонский гиматион назывался трибома (tribome). В греческих текстах трибома зачастую описывается словом phaulos, т.е. «плохой», что часто переводят как «короткий». На самом деле, судя по изображениям, он был длинный, но тонкий. Мальчики, проходившие обучение, должны были носить такой плащ зимой и летом, чтобы привыкнуть к холоду.Взрослые также носили тонкий плащ круглый год, чтобы показать свою физическую силу и закалку. Судя по дошедшим до нас свидетельствам, Агесилай всю зиму 362 г. до н.э. проходил в одном плаще. Распространенным обычаем было носить плащ, не стирая его. Этим его обладатель демонстрировал, что у него имеется только один плащ, который он и носил весь год. Наряду с другими характерными типами лакедемонской одежды, трибома была перенята теми греками, кто восхищался лакедемонянами и подражал их стилю жизни. В частности, в Афинах трибому носили философы и их ученики. Ксенофонт  описывал Сократа одетым в тонкий плащ «как зимой, так и летом». Аристофан («Птицы», 1281—1283) так высмеивал помешавшихся на лакедемонянах молодых людей: «длинноволосые, голодные, немытые, с клюками ходят по-сократовски».

Обувь

Часто встречается утверждение, что в греческом искусстве было принято изображать людей только босыми в силу традиции. Это мнение порождено игнорированием литературных источников. На самом деле физическая работа вне домашних стен реально выполнялась без обуви. Обычный греческий воин был владельцем земельного участка, он босиком работал в поле, босиком выполнял физические упражнения и потому не видел необходимости в обуви, когда его призывали на воинскую службу. Обувь надевалась в особых случаях. Например, на охоту, где охотнику приходилось бегать по колючим кустарникам. Воины также носили обувь зимой, но делали это ради тепла, а не для защиты ног. Типичная зимняя обувь состояла из пила (pilos — войлок) — разновидности войлочного чулка, который удерживался на ноге ремнями сандалии. Когда в текстах говорится о босых воинах, речь обычно идет о войске, которое было застигнуто зимой и не смогло сменить свою летнюю одежду. Платон сообщает, что лакедемоняне, служившие в криптии, ходили босыми даже зимой. Мальчикам вообще запрещалось надевать обувь чтобы их ноги не становились мягкими. Соответственно, мы в дальнейшем не будем надевать на греческих воинов обувь, подобно тому, как греческим атлетам навешивают фиговые листки.

Но даже при всем этом нам известен особый тип лаконской обуви. В литературных источниках он описывается какхаплы (haplai) — «одна подошва». Демосфен обращается к тем, «кто подражает лакедемонянам с их трибомами и обувью из одной подошвы».

Соответственно мы можем определить как лаконский тип обуви сандалии с открытыми носками и язычком сверху, которые мы видим на статуях греческих философов. Поллукс  свидетельствует, что сандалии были красного (а не кроваво-красного) цвета.

Лаконский посох

В источниках также упоминается характерный лакедемонский посох — бактерион. Теофраст сообщает, что они  были «кривые», но других описаний их формы в литературных источниках нет. В греческом искусстве можно найти несколько типов посохов — грубые, гладкие, кривые, прямые, с изогнутой или крестообразной верхушкой. К счастью, до нас дошло из

Спарты одно изображение человека с посохом длинным, гладким, прямым, с Т-образной верхушкой. С подобным посохом изображали также философов-лаконофилов.

Хотя лаконский посох не был оружием, его брали с собой за границу спартанские представители военачальники, послы, гармосты. Таким образом,

посох и трибома стали символами могущества Спарты. Таковыми они фигурируют у Плутарха, когда он описывает высадку Гилиппа в Сицилии. Когда в конце Пелопоннесской войны Афины сдались, Лисандр разместил в Акрополе гарнизон и назначил спартанца Каллибия гармостом. Однажды Каллибий замахнулся посохом на атлета Автолика, но тот схватил Каллибия за ноги и опрокинул его на землю.

Прически

Ксенофонт сообщает, что мужчинам, достигшим совершеннолетия, позволялось носить длинные волосы. Считалось, что это делает их более высокими, величественными и устрашающими. Согласно другой версии,длинные волосы делали привлекательных мужчин более красивыми, а уродливых — еще более страшными. В древности существовала легенда. В ней говорилось, что лакедемонянам законодательство впервые разрешило отращивать длинные волосы, в противоположность прежней практике, после «битвы лучших». Согласно Аристотелю, лакедемоняне считали длинные волосы признаком благородства. Это был признак свободных людей, поскольку рабам было невозможно выполнять свои обязанности, имея длинную прическу. На самом деле лакедемоняне носили длинные волосы потому, что в эпоху архаики длинные волосы были признаком принадлежности к аристократии. Сохранение этой традиции было симптомом возрастающего консерватизма лакедемонского общества, который начал проявляться с середины V T в. до н.э. За пределами Лакедемона длинные волосы превратились в знак симпатий к спартанцам.

99-9

С течением времени стиль лаконской прически несколько изменился. У статуэток воинов, относящихся к V в. до н.э., локоны закинуты назад, под шлем. В начале IV в. до н.э. волосы обычно разделяли на несколько локонов: 4 спускались спереди, по 2 локона было на каждом плече, и 4 локона – сзади. Бороды были короткие и заостренные, верхняя губа выбрита.

Плутарх, цитируя Аристотеля, говорит, что каждый год, вступая в должность, эфоры приказывали гражданам «стричь усы и подчиняться закону». В конце V в. до н.э., похоже, волосы продолжали разделять на два локона, спускавшихся спереди по плечам, и верхнюю губу продолжали брить, но бороды при этом удлинились. Плутарх свидетельствует об этом, когда описывает статую Лисандра из сокровищницы аканфийцев в Дельфах. Он пишет, что Лисандр имел очень длинные волосы и бороду «по старинному обычаю». Он же говорит о лакедемонянине, который в  ответ на вопрос, почему он носит такую длинную бороду, сказал: «Так я вижу мои седые волосы, и никогда не сделаю ничего такого, что бы их опозорило». В IV в. до н.э. как волосы, так и бороду, стали, вероятно, стричь короче.

[ad#Googletekst_1]

Незаменимой вещью для каждого уважающего себя лакедемонянина был гребень. Когда Клеарх, спартанский военачальник, командовавший 10 000 греческих наемников у Кира Младшего, обманом был захвачен в плен, его отослали в цепях к персидскому двору. Там он просил гребень у придворного врача-грека Ктесия. Он был так рад возможности расчесать свои волосы, что подарил Ктесию свое кольцо.


Просмотров: 2 657

Один комментарий к “Спартанская одежда и амуниция: часть 2”

  • Леонид
    31 мая, 2012, 0:06

    Спартанский плащ выглядит красиво, добавьте картинку если она у Вас есть)

Ваш комментарий

*