Ремесло и Искусство финикийцев
Ремесла
По всему Средиземноморью финикийцы владели монополией на производство пурпура, секретом добычи которого они, по-видимому, овладели первыми, применяя его, как точно установлено, уже с XVII века до н.э. Согласно одной легенде, пурпур был даром почитаемого финикийцами бога Мелькарта; согласно другой – гениальная идея красить шерсть пришла в голову одному пастуху, который заметил, что его собака запачкалась каким-то красным веществом при попытке разгрызть попавшуюся ей пурпурную улитку. Пурпур – это краситель, добываемый из раковин пурпурной улитки, некрупного моллюска, теперь довольно редкого из-за широкого промышленного использования.
В древнем мире славилось финикийское стекло. Наиболее вероятно, что способ производства стекла был изобретен египтянами, и лишь позднее его переняли финикийцы, упростившие производство благодаря использованию мельчайшего белого песка, которым изобиловало их побережье. Прозрачные стеклянные сосуды для благовоний и притираний, производимые финикийцами, очень ценились и пользовались спросом на всем Востоке.
[ad#Googletekst_1]
Искусство
В Финикии практически не было своего оригинального искусства. Художники и ремесленники умели обрабатывать слоновую кость и камень, дерево и металлы, но по большей части стремились угодить вкусам тогдашних потребителей и потому в своей работе следовали то египетским, то ассиро-вавилонским, то греко-романским образцам. В ходе археологических разысканий удалось обнатужить удивительно эффективную систему, применявшуюся финикийцами при строительстве портов и плотин и основанную на искусном использовании естественных скал, причем укрепления, возведенные самой природой, люди усовершенствовали с помощью громадных каменных глыб, нагромождаемых поверх природных. Величественные развалины Угарита открывают перед нашими взорами целый храм под открытым небом – огороженную площадку с жертвенником в центре и маленьким сооружением из камня, быть может, с элементами дерева, которое считалось обиталищем бога. Украшением дворцов, согласно свидетельству Страбона, служили изящные окна и балконы, и дворцы эти были выше римских, которые, как известно, нередко достигали более 20 метров в высоту. В связи землетрясения, нередкие в тех краях, наносили им ущерб. Для нас практически единственным источником реконструкции внешнего вида финикийских построек служат ассирийские барельефы того времени.