Религия древнего Китая
У жителей древнего Китая не было определенной религии; существовало только некоторое представление о Боге. Подобно Египту и Шумеру, религия древнего Китая носила следы общих характерных черт этой культуры и имела своим центром храмы, в которых священники и цари-жрецы приносили периодические кровавые жертвоприношения. Жрец-император, который назывался «Сын Неба», был посредником, к которому обращались с молитвами.
Именно император был для своего народа проводником к Всевышнему. Жертвоприношения были похожи на аналогичные ритуалы первобытных людей: пища и животные. Древние китайцы платили поборы более или менее регулярно. В то время династия Шан прекратила свое правление, на смену ей пришла династия Чжоу, которая поддерживала Китай относительно объединенным и управляла им, связь между мелкими государствами и центром то ослабевала, то усиливалась. Такое положение оставалось неизменным вплоть до времени царствования царя Ашоки в Индии и Птоломеев в Египте. В течение долгого владычества династии Чжоу Китай стал постепенно распадаться на части. Пришли гуннские племена и образовали ряд государств; местные правители перестали платить дань и вернули себе независимость. Настала эпоха, которую китайцы называют в своих книгах «эпоха смуты». Именно в эти сложные времена произошло усиленное интеллектуальное развитие деятельности, и произошло образование многих местных центров искусства и культурной жизни. Множество исторических фактов мы обязательно поднимем в будущих статьях, а пока продолжим говорить о религии древнего Китая.
В раздираемом в смутами Китае того времени были свои философы и учителя. Во всех этих случаях неопределенность и неуравновешенность, по-видимому, действовали соответствующим образом на наиболее чуткие умы.
Первым крупным религиозным мыслителем был Лао-цзы (род. В 604 г. до н.э.), который дал начало так называемому даосизму – религии, основанной на том принципе, что вся вселенная подчиняется закону вечной гармонии. Учения Лао-цзы, долгое время заведовавшего императорской библиотекой во времена династии Чжоу, носило гораздо более мистический характер и было более туманно и неопределенно, чем учения Конфуция (о котором речь пойдет ниже). Он, судя по всему, проповедовал стоическое безразличие к наслаждениям и мирским благам и возвращение к простоте жизни. Он оставил после себя сочинения, стиль которых отличается сжатостью и туманность. Лао-цзы писал загадками. После его смерти его учения, подобно учению Гаутамы Будды, было искажено и загромождено различными легендами, изуродовано сложнейшими и необычными обрядами и всякими суевериями.
Однако первым серьезным религиозным реформатором Китая был Конфуций (Кун-цзы или просто Цзы – “Учитель”), который родился в 551 году до н.э. в царстве Лу (в провинции Шань-дун), во время правления династии Чжоу. Отец будущего философа скончался, когда сыну его исполнилось всего полтора года. Конфуций был по происхождению аристократом и занимал видную официальную должность в Лу одном из маленьких государств. Здесь он, следуя тем же побуждениям, которые руководили и греками, основал нечто вроде академии, задачей и целью которой был поиск мудрости и преподавание ее. Господствующие в Китае беззаконие и беспорядок огорчали Конфуция до глубины души. Внутри него родился идеал лучшего управления и лучшей жизни, и он начал разъезжать из одного государства в другое в поисках правителя, который был бы заинтересован в его знаниях и помог воплотить законодательные и педагогические идеи. Подобного правителя было сложно найти в то время, а сейчас уж тем более. Кстати великий греческий философ Платон также искал правителя и был одно время советником тирана Дионисия. Все его проекты реформ так и не нашли нужного правителя.
Прожив жизнь в заботах о ближнем, он был вынужден в старости скитаться по городам из-за того, что многие ему завидовали. В конце концов, он поселился в тихом месте в окрестности Чень, где и умер в 479 году до н.э. Сохранилось много трудов Конфуция, в которых он писал о том, что совершенства можно достичь, следуя по пути добродетели, а также о том, как построить общество, в котором не будет несправедливости.
Конфуций умер разочарованным: «Нет нужного правителя, который согласился бы сделать меня своим руководителем, — говорил он, — а между тем, приближается моя смерть» Конфуций. Многие жители современного Китая считают Конфуция профессиональным педагогом и философом .
Учения Конфуция были более жизненными, чем он мог представить перед своей смертью, когда он смотрел на будущее своего народа. Он стал одним из так называемых китайцами «Трех Учений», причем два другие – это учения Будды и Лао-цзы. По существу, учение Конфуция носит характер аристократический. Он придавал такое же большое значение личному поведению, какое Гаутама Будда придавал уничтожению желающего «Я», греки – познанию внешнего мира, а евреи – праведности. Изо всех великих учителей человечества Конфуций был наиболее общественно настроен. Он скорбил о смутах и зле, царившим в мире, и хотел сделать людей благородными для того, чтобы облагородить мир.
Такой потрясающей и захватывающей была религия древнего Китая.
10 комментариев к “Религия древнего Китая”
Интересная статья.
Конфуций легендарная личность!
Все верно! Учения Лао-цзы меньше повлияло на людей, чем Конфуция. Наверное поэтому в современном Китае можно встретить его последователей.
Во многом культура поведения личности и духовность,о которых говорил Конфуций, это-то в чем так нуждаетсяпостсоветсое общество
нда вот люди !!!!!!
Религия Древнего Китая — конфуцианство, даосизм — могут, пожалуй претендовать на роль наиболее древних религий, которые не претерпели особых изменений за время своего существования.
katya вы знаете постсоветское общество нуждается в хорошем образование, без него нету будущего у страны. Конфуция многие знают по набору цитат, не более.
Самая древняя, самая загадочная религия Китая это, конечно же, буддизм в нем есть всё от философии до этикета/
спасибо,очень познавательно .
Спартан, было бы интересно, если в последующих статьях вы подробно описали учения Конфуция. Поверьте многим людям будет интересно.