Лакедемонянская конница и лучники

Конница

Вслед за победой под Пилосом в425 г. до н.э. афиняне организовали в этом городе и на о. Кифера свои базы. В ответ на эту военную угрозу лакедемоняне решили, вопреки своей прежней практике, создать собственную конницу из 400 всадников и подразделения стрелков из лука. Это решение — неплохое с точки зрения военной целесообразности — сильно напрягло финансы государства, которое только что ввело режим экономии. Ксенофонт (Греческая история, VI, 4, 11) сообщает, что при Левктрах (371 до н.э.) лаконская конница выглядела весьма бледно, поскольку конями обладали только самые богатые люди государства. Всадники получали коней и оружие только по вступлении в войско, и в битву им приходилось вступать практически без подготовки. Кроме того, в конницу попадали менее развитые физически и менее амбициозные люди.

Таким образом, проблема обеспечения войска лошадьми решалась за счет мобилизации лошадей, которые принадлежали богатым гражданам — как периэкам, так и спартиатам. Людей для нового рода войск набирали среди тех, кто по своим физическим данным не подходил для службы в пехоте. Плутарх на этот счет приводит одну забавную историю. Один хромой лакедемонянин, отправляясь на войну, попросил себе лошадь. Услышав его просьбу Агесилай, который и сам был хромым, воскликнул: «Разве ты не понимаешь, что война требует от людей не бега, а стойкости?» Если этот анекдот имеет под собой исторические основания, то он является подтверждением слов Ксенофонта.

Если мы серьезно отнесемся к двум анекдотам, донесенным до нас Плутархом, то нам придется признать, что недостаток людской силы вынуждал записывать в пехоту и хромых. В первом анекдоте хромой человек отправляется на войну и подвергается за это осмеянию со стороны каких-то людей. В ответ на насмешки он говорит, что на войне требуется стоять в строю, а не бегать от неприятеля. Во втором рассказывается, как мать, провожая на битву своего хромого сына, говорит: «Сын мой, пусть каждый шаг напоминает тебе о твоем мужестве». Понятно, что второй анекдот дублирует первый, снимая все сомнения в его подлинности. Убедившись в неэффективности своей конницы, лакедемоняне обратились к услугам наемников. Ксенофонт сообщает что слава к лакедемонскои коннице пришла одновременно с приходом в нее наемников. Вероятно, он имеет в виду всадников, которых Агесилай набрал в Азии в 396-395 гг. до н.э. Первый год азиатского похода Агесилая показал, что войско, несмотря на сильную пехоту, очень страдает от нехватки вспомогательных отрядов, особенно конных. Без конницы лакедемоняне не могли успешно действовать против персов в открытом поле. Тогда царь обязал всех богатых жителей азиатских городов отдать в войско верховых лошадей. Чтобы личный состав свежеиспеченной конницы соответствовал высоким спартанским стандартам, он объявил, что каждый, кто даст войску коня, оружие и подготовленного всадника, будет освобожден от обязанности лично нести военную службу. И вместо того чтобы попытаться избежать призыва, богачи принялись лихорадочно искать себе замену.
[ad#Googletekst_1]

Получив в следующем году приказ вернуться в Европу, Агесилай был вынужден пройти через территорию враждебно настроенных фессалийцев. Преследуемое фессалийской конницей, считавшейся тогда лучшей в Греции, его войско остановилось в священной роще. Агесилай сумел одолеть своих противников при помощи собственной кавалерии, прекратив тем самым преследование с их стороны. После этого он воздвиг трофей, весьма гордясь своим подвигом. Ведь враг, кичившийся своим искусством в верховой езде, был разбит кавалерией, которую он, Агесилай, создал самолично. Наемная конница стала с тех пор характерной чертой лакедемонской армии. Во время беотийского похода 377-376 гг. до н.э. под командой Агесилая находилось не менее 1500 всадников.

Первоначальные 400 всадников могли быть разбиты на 4 лоха.Когда войско было переформировано в 6 мор, конница достигла размеров в 600 всадников. Они были разделены на 6 мор, каждой из которых командовал гиппармост (hipparmostes). Таким образом, каждая из мор в действительности представляла из себя нечто вроде «дивизии», имеющей в своем составе собственное кавалерийское подразделение. Конная мора была разделена на 2 улама (oulamos — буквально «толпа») по 50 человек. В свою очередь, улам делился на 10 полурядов — пятерок-пемпад (pempas). Командовали пятерками пемпа-дархи. Две пятерки именовались декады {dekas). Командовали ими дека-дархи. После битвы при Левктрах уламы и пемпы сохранились, но в пемпы отныне стали входить по 6 человек.

В392 г. до н.э. во время битвы у Длинных стен Коринфа лаконский гиппармост Пасимах, увидев, что сикионскую пехоту сильно теснят аргосцы, вместе с несколькими всадниками схватил сикионские щиты и стал сражаться пешим, стремясь удержать строй. Сикионцы, подражая лаконским гоплитам, изображали на щитах первую букву названия своего города ( ? -сигма). По преданию Пасимах воскликнул: «Во имя Кастора и Полидевка, аргивяне, эти сигмы вас одурачат.» Думая, что перед ними сикионцы, а не лакедемоняне, аргосцы бесстрашно бросились вперед и убили Пасимаха и большинство его людей. Этот случай показывает, что лаконская конница не отличалась по своей экипировке ни от сикионской, ни от лаконской пехоты, иначе аргивяне заметили бы, что перед ними не сикионцы.

Лучники

Лакедемоняне презирали стрелков из лука. Они предпочитали вести схватку в качестве тяжеловооруженных пехотинцев, находясь в сомкнутом ряду. Все остальные способы ведения боя считались ими малодушными. Плутарх приводит слова лакедемонянина, смертельно раненного стрелой. Он вовсе не напуган приближающейся смертью. Но он переживает из-за того, что погибает от руки «женоподобного» лучника, не успев ничего совершить.

Лакедемонский гарнизон на Сфактерии капитулировал в425 г. до н.э. после того, как понес большие потери от действий вражеских лучников. Один из афинских союзников с издевкой спросил у уцелевшего лакедемонянина, действительно ли смерть считается «доблестью и достоинством» у лакедемонян. При этом он имел в виду, что сдавшиеся воины не являются ни доблестными, ни достойными. До этого времени ни один грек не мог вообразить, что лакедемонянин может сдаться, пока его руки способны сжимать оружие.

Пленный ответил, что у него, видимо, «хороший стержень, раз он способен различить доблестного». Слово атрактос (atraktos), означает одновременно и «стрела», и «веретено». Очевидно, этот лакедемонянин также считал лук «женским» оружием.

Однако вслед за этим поражением были созданы подразделения стрелков из лука. Мы ничего не знаем более о них. Они не упоминаются во время описания битвы при Мантинее в418 г. до н.э., размеры луков также неизвестны. Возможно, такие подразделения создавались на местах. Однако представляется более вероятным, что они создавались из наемников, возможно — критян, поскольку у Спарты были хорошие связи с некоторыми критскими городами. Армия, собранная при помощи лакедемонян в401 г. до н.э. Киром Младшим, претендентом на персидский трон, включала в себя и подразделение лучников. В его состав входило 2000 критских стрелков, которыми командовал Стратокл. Отряд из 300 критских стрелков сопровождал лакедемонское войско во время битвы при Немее в394 г. до н.э., как и 400 пращников из элидских общин Марганея, Летрины и Амфидолы. Использование лакедемонянами критян в следующий раз отмечается в388 г. до н.э. В этот год царь Агесиполид решил продвинуться к стенам Аргоса. Аргосцы запаниковали и заперли ворота перед самым носом союзной им беотийской кавалерии. Беотийцам пришлось «подобно летучим мышам» повиснуть под зубцами крепостных стен. Лакедемоняне не могли достать их своими копьями, и если бы «критяне» не отсутствовали в этом походе, то много людей и лошадей погибло бы от их стрел. Некоторые источники говорят об участии критян в кампании362 г. до н.э. при Мантинее, когда один из них сообщает спартанцам, что фиванский полководец Эпаминонд собирается предпринять неожиданную атаку на их беззащитный город. Подразделения лучников, используемые спартанскими командирами в Малой Азии в 390-х гг. до н.э., вероятно, также состояли из наемников. Однако по поводу их происхождения мы сведениями не располагаем.

Просмотров: 5 485

5 комментариев к “Лакедемонянская конница и лучники”

  • sofi
    26 сентября, 2012, 20:45

    Интересно, но немного перегружено... Проще перечитать Анабасис Ксенофонта...

  • Павел
    1 октября, 2012, 1:00

    Ведение боя без лучников? Очень удивило, так как считаю лучников не отъемлемой частью любой армии во времена до средневековья.

  • Konalesiz
    2 октября, 2012, 15:03

    Как по мне то без лучников мало чего можно было добиться в бою в древние времена. Сейчас мало можно вспомнить армий которые реально внесли вклад в историю имея в составе только пехоту и конницу. Даже Македонский со своими мощными пехотой и конницей не отказывался от лучников, чем и смог победить армию персов.

  • Андрей
    17 июня, 2013, 12:19

    Павел я с вами полностью согласен, ведь ведение боя лучниками позволяло оставаться без значительных потерь.

  • vardan
    20 июня, 2013, 21:20

    da,ochen interesniy sait mne ponravilos

Ваш комментарий

*