Илоты и неодамоды

Мы слышали об илотах, сопровождавших войско царя Клеомена во время битвы с аргосцами при Сепее  в 494 г. до н.э. После битвы некоторые аргосцы нашли убежище в священной роще. Клеомен  приказал всем илотам сложить вокруг рощи кучи дров и затем поджечь их. В следующем эпизоде местный жрец пытался не дать Клеомену совершить жертвоприношение. Клеомен приказал илотам стащить жреца с алтаря и высечь его. Эти илоты были, вероятно, носильщиками – в каждом войске гоплиты обычно сопровождались рабами, которые несли их снаряжение. Геродот повествует о спартиате Еврите, сражавшемся в Фермопильском ущелье. Он был освобожден от службы Леонидом, посколько болезнь глаз сделала его слепым. Когда он услышал шум персидской атаки, то потребовал свое оружие и приказал своему илоту отвести себя в гущу боя. Илот исполнил его приказ, а зачем бежал. Хотя эта практика сопровождения каждого гоплита илотом могла измениться на протяжении IV в. до н.э., в 362 г. до н.э. мы по-прежнему встречаем царя Агесилая в сопровождении единственного илота.

[ad#Googletekst_1]


При чрезвычайных обстоятельствах лакедемонское  государтсво использовало илотов и в качестве воинов. Войско, собранное в 479 г. до н.э. для участия в битве при Платеях, состояло из 5000 гоплитов-спартиатов и 35 000 илотов (по 7 на каждого гоплита), которые были собраны и посланы к Платеям за одну ночь. В состав спартанского войска также вошли 5000 гоплитов-периэков, отправленных на следующий день. Очевидно, эти илоты, как и гоплиты, которых они сопровождали, были набраны на территории собственно Лаконики. Более поздние источники сообщают, что из всех псилов (psilos – лысый, голый) – легковооруженных воинов, сопровождавших греческих гоплитов, только илоты, сопровождавшие  спартиатов, были снаряжены для ведения войны.

Согласно Мирону из Приены – эллинистическому автору, написавшему исторический очерк о 1-й Мессенской войне, — илоты были одеты в кожаные шапки и одежды из звериных шкур. Мирон объясняет это тем, что лакедемоняне специально принижали таким образом порабощенное население. На самом деле подобная одежда была вполне нормальной для беднейших слоев  сельского населения, например пастухов. Также она была обычной для легковооруженных воинов.

Во время Пелопоннесской войны спартанцам пришлось использовать илотов и в качестве гоплитов. Так, нам известно о группе илотов, посланных во Фракию с Брасидом в 424 г. до н.э и освобожденных после возвращения в 421 г. до н.э. К этому времени также была освобождена и другая группа илотов-гоплитов, которые стали называться неодамодами (neodamodeis) – “новыми гражданами”. Обе эти группы получили земельные наделы на границе с Элеей около Лепрея. Позднее эти два лоха вновь были мобилизованы и сражались в битве при Мантинее в 418 г. до н.э.

Также известно о периодическом использование лакедемонянами как неодамодов, так и гоплитов из числа илотов. Обе эти категории происходили из числа рабов. Неодамодами считались те, кто сражался в предыдущих кампаниях и уже получил за это свободу. Илоты-гоплиты, впервые принимавшие участие в войне в подобном качестве, оставались пока лично зависимыми. Известны случаи, когда илоты служили в качестве наместников-гармостов.

Во всех этих случаях илоты имели лаконское происхождение. Илоты из числа мессенцев были непримиримы по отношению к спартанцам, посколько утрата личной свободы была связана с утратой государственной независимости. Не следует считать, что лаконские илоты рассуждали подобным же образом: их к добровольной воинской службе побуждали не только патриотические чувства, но и перспектива получить свободу. Вслед за сокрушительным поражением при Левктрах фиванцы вторглись в Лаконику, и спартанцы объявили, что каждый илот, добровольно пошедший на войну, получи свободу. Неудивительно, что число волонтеров достигло 6000 человек. Во время этой кампании фиванцы захватили несколько илотов, вероятно, из числа этих добровольцев. Они приказали им петь песни Терпандра, Алкмана и Спендонта. Илоты отказались, заявив, что их хозяева не одобрили бы это.

Просмотров: 3 161

Ваш комментарий

*