Города-государства и религия финикийцев
Религия
Религия финикийцев была основана на обожествлении природных сил, но судить о культовых подробностях их верований довольно трудно, поскольку в Финикии почиталось множество мелких божеств самого различного свойства, выступавших под разными именами. Тем не менее в каждом городе можно обнаружить следы поклонения божественной триаде: Ваалу, богу-защитнику ( называвшемуся Мелькартом в Тире, Эшмуном в Сидоне, Амоном в Карфагене), Ваалат, богине плодородной земли, и еще третьему богу, обычно считавшемуся сыном Ваалат. С этим самым молодым богом был связан миф о смерти и воскресении, при помощи которого финикийцы объясняли смену времен года. Одной из самых известных богинь была Астарта (Ашторет), отождествляемая греками с Афродитой; из других финикийских божеств можно назвать Решуфа, господина света и молний, и Дагона, бога зерна и моря.
Повсюду в Финикии храмы пользовались самостоятельностью и жили по собственным законам.
[ad#Googletekst_1]
Помимо зданий, предназначенных для религиозных церемоний, в храме имелись помещения для всех его служителей: жрецов, слуг, стражников и ремесленников. На алтарях приносились жертвы из масла, вина и молока; более значительным приношением служили быки, телята и бараны. Во времена бедствий в жертву приносились и люди, главным образом младенцы. Финикийцы, как и многие другие народы древности, видели в человеческих жертвоприношениях самый действенный способ умилостивить богов. В Карфагене, когда город был осажден римлянами, в жертву богу Молоху были принесены жизни двухсот невинных людей.
Как и египтяне, финикийцы верили, что после смерти жизнь души продолжается, и жизнь эта тесно связана с судьбой оставленного тела. Поэтому культ мертвых был в большом почете у этого довольно грубого народа.
Города-государства
Горный рельеф Финикии, разобщенность равнинных поселений, препятствовали рождению истинного общенационального единства. История Финикии – это история многочисленных городов-государств, изредка объединявшихся для противостояния общей опасности и постоянно находившихся во взаимной вражде.
Послания некоторых египетских чиновников своим фараонам доказывают, что к XIV веку до н.э. Финикия была в египетском владении. Города-государства боролись за освобождения от этой “опеки”. Им удалось преуспеть в этой борьбе в начале XII века до н.э., но раздробленная Финикия неизбежно должна была стать легкой добычей для одной из окружающих ее сильных держав, которые постоянно вели войны за прибрежные территории, нуждаясь в морских портах. Несмотря на многочисленные возмущения финикийских городов, их долгое время удерживала в своей власти Ассирия, а когда Вавилон пал, Финикия перешла к Персидской империи. С поражением Персии и у Финикии практически была отнята всякая независимость.
Города, основанные финикийцами в местах, наиболее благоприятных для широкой торговли, имели каждый собственную политическую и религиозную власть, распространявшуюся также на захваченные территории. Обычно главным лицом в городе был, избранный из рода, которому приписывалось божественное происхождение; некоторые города были республиками. Самые богатые купцы входили в совет старейшин. Важнейшим религиозным центром был Библос (Библ), по преданию основанный Элом, богом солнца. В этом городе велась настолько активная торговля папирусом, что его имя у греков стало обозначением слова “книга”; ведь именно из стеблей папируса изготавливались тогда листы, пригодные для письма.
2 комментария к “Города-государства и религия финикийцев”
Еще раз доказывает, что разобщенность народа к добру не приводит. Были бы вместе, были бы сильнее и возможно история была бы написана по другому.
Правильно написала sofi в своем отзыве от 25 сентября. Состояние сегодняшней Европы подтверждает эту мысль. К сожалению, уроки истории (древней) не научили нас понимать правильно принципы «объединения». Во главе стоят личные интересы богатых, как и в былые времена.