Египтяне, Религия Египтян, Боги Исида и Осирис

Египтяне

“Египет – дар Нила” : это древнее определение полно глубочайшего смысла. В самом деле, невозможно рассказывать о Египте, не уделив внимание этой гигантской  реке, на берегах которой в эпоху, когда повсюду в Европе люди жили еще в каменном веке, родилась одна из величайших известных истории цивилизаций.

Огромное водное пространство, многокилометровые сезонные разливы, внезапные наводнения, — то, что для других народов было стихийным бедствием, — в Египте наполняло сердца людей благодарностью и верой в жизнь. “ Улыбаются поля – берега затоплены. Дары богов спускаются с неба. Сияют лица людей, радуются сердца богов”. В этих стихах, пять тысяч лет тому назад начертанных на одной из пирамид, воплотилось чувство благодарного изумления египтян перед Нилом-отцом. Паводковые воды Нила покрывали огромные прибрежные пространства, оставляя на них после спада воды драгоценный ил, щедро питавший поля обильных злаковых посевов. Вечно яркое солнце завершало чудо: в иные годы египтяне собирали даже по два сказочных урожая.
[ad#Googletekst_1]

Около XXXIV веков до н.э двое царей – Верхнего и Нижнего Египта – объединили свои владения. Так начался период, называемый в истории Египта Древним царством и продолжавшийся примерно до XXXIV по конец XXI века до н.э. В течение этого периода сменилось  четыре династии правителей – фараонов. Столицей Египта все это время был Мемфис.

С  XXI века по 1580 год до н.э существовало так называемое Среднее царство, во время которого правили 8 династий, с VII  по XIV. Столица, еще некоторое время находившаяся в Мемфисе, позднее была перенесена в Фивы.

"Египет - дар Нила": древнейшее определение, отражающее связь, значение которой не потеряно и сегодня.

Примерно в 1660 году Египет был захвачен гиксосами – группой народностей, происхождение которых неизвестно. Владычество гиксосов длилось около 120лет.

В 1580 году фараон Яхмос I изгнал племена гиксосов и положил начало периоду Нового царства, продолжавшемуся с 1580 по 332год до н.э. Новое царство насчитывало четырнадцать династий, с XVII по XXX.  Столицами  были сначала Фивы, а позднее – Саис.

В период с 1475 по 1442 год под управлением Тутмоса III, может быть величайшего из фараонов, Египетского царства достигло наибольшее  могущество – его границы простирались до берегов Евфрата. Между 670 и 667 годами до н.э. ассирийский царь Асаргаддон и его сын Ашшурбанипал  захватили Египет, под их властью страна оставалась до 612 года.

Осирис, бог мертвых, Гор, бог живых, и Исида, олицетворение обновляющихся сил природы.

В 525 году до н.э Египет был захвачен персидским царем Камбизом и оставался  под властью Персии вплоть до 332 года. В 332 году Египет завоеван Александром Македонским.

Религия Египтян

Когда народные верования египтян были собраны для создания единой государственной религии, число главных почитаемых в Египте богов оказалось равными девяти. Эти божества объединялись в одну священную семью, называемую Эннеада, то есть “девятка”: Атум – творец Вселенной, Шу – бог земли, Нут – богиня небосвода, Осирис, Исида, Сет и Нефтида.  Позднее Осирис и Исида стали божествами самостоятельного религиозного культа.

После смерти тело фараона перенаправляли к месту захоронения по Нилу на специальных погребальных барках.

Вокруг имен этих двух божественных супругов слагались исполненные красоты легенды. Именно в мифах об Осирисе и Исиде религиозное чувство египтян, обычно столь суровое и отвлеченное, приобретало более земные, подчас страстные интонации. Изображения Осириса часто окрашивали в зеленый цвет, в соответствии с его первоначальным  значением как бога растительного царства и земного плодородия; именно это было причиной и всех его несчастий: став наследником великой миссии бога земли Геба, Осирис невинно оказался предметом гнева и зависти своего брата Сета, который убил Осириса и бросил его в Нил.  Но верная Исида отыскала в нильской пучине тело мужа. Узнав об этом, ослепленный  ненавистью Сет разрубит труп брата на четырнадцать частей. И вновь Исида смогла собрать рассеянное по всей стране тело Осириса. Так возникло новое значение Осириса как бога мертвых, а его преемником на земле стал сын Осириса и Исиды Гор. В своем царе, фараоне, египтяне почитали воплощение Гори при жизни  и Осириса – после смерти.

Жрецы, составлявшие особую касту, были первыми и самыми уважаемыми советниками царей.

Но Божеством, особо чтимым всеми египтянами, без сомнения, был Ра, бог солнца. Бесчисленные свидетельства его мощи так ярко и очевидно проявлялись в повседневной жизни,  что каждый чувствовал свою непосредственную близость к божеству. Благодатное тепло, животворный свет и, значит, изобилие земных плодов и сама возможность человеческой жизни – все зависит от солнца- Ра. Во имя Ра создавались разнообразные культы, был построен город – Гелиополь  (город солнца), ему приносились человеческие жертвоприношения. Ничто не казалось слишком большой жертвой для бога, обладавшего таким могуществом.

Одна из характерных черт бога Ра – это разнообразие его обликов: в зависимости от традиций и предпочтений определенного города и даже отдельных людей, представление о нем сливалось с образами различных местных божеств. Так, в разные периоды и в различных местностях его представляли соколом, бараном, человеком, жуком скарабеем и даже пирамидами. Атон-Ра, то есть Ра – солнечный диск, был воплощением, имевшим наибольшее число последователей, по-видимому, благодаря авторитету фараона Аменхотепа IV. “Ты сияешь красотой, господин богов. Прекрасно то, что сделал ты на земле”, — гласит надпись, высеченная на одной из пирамид. Впрочем, фараонов, провозглашавших себя сыновьями Ра, было много, и каждый из них вводил свой особый способ почитания этого божества.

Фанатическое поклонение Аменхотепа IV Атону-Ра носило совершенно особый характер: на фоне господствовавшего почти у всех народов того времени политеизма ( почитание многих богов ) молодой фараон выступил страстным проповедником монотеизма ( поклонения одному богу ) и избрал именно Атона воплощением истинного бога. По этой причине фараон даже изменил свое имя, назвавшись Эхнатон, то есть “тот, кто угоден Атону”. В этом неслыханно смелом преобразовании его соратницей была прекрасная царица Нефертити, которая в конце разделила с ним горечь поражения. Но если не принятая египтянами идея религиозного единства постепенно угасла, то и самое Египетское царство приближалось к своему концу. Оставалось около 1300 лет до рождения Христа.

Исида и Осирис

Трогательное сказание об Осирисе и Исиде имело немалое значение для успехов государственной политики Египта. Несправедливость и страдания, перенесенные мужем, героическая преданность жены, сочувственная симпатия, с которой переживались их трагические приключения, такие живые, так похожие на обстоятельства, знакомые каждому смертному, — все это привело к быстрому распространению их культа.

Верховного главу государства, фараона, чтили как полубога,- на земле он был представителем величайших божеств Египта.

Паре, бывшей символом жизни, покровителями всего, родящего на земле, а потом, помимо собственной воли, становящейся правителями загадочного царства мертвых, Осирису и Исиде, суждено было иметь сына. В пустынных болотах Хеммиса, вдали от нескромных глаз, несчастные супруги произвели на свет Гора. Его воспитывали втайне, чтобы не привлечь гнева ужасного Сета. Став взрослым, Гор отомстил за отца и сделался богом жизни: так родители получили утешение в своем божественном потомстве, вновь воцарившемся на земле.

Просмотров: 2 509

Один комментарий к “Египтяне, Религия Египтян, Боги Исида и Осирис”

  • Юра
    31 мая, 2012, 0:05

    Ой вот — это то что мне нужно) 

Ваш комментарий

*