Божественный Фараон, Бальзамирование

Божественный Фараон.

Религия, основанная на почитании прежде всех прочих богов бога солнца Ра, устанавливала божественное происхождение фараонов – их род восходил к солнцу. Никогда не прерывающаяся череда восходов и закатов бога-звезды символизировала вечную жизнь божественного фараона. Ни при каких жизненных обстоятельствах и религиозных переменах люди  Египта не забывали, что превыше всех и вся – бог-правитель. Так же как великие каменные пирамиды сооружались из колоссальных плит, громоздившихся  одна на другую, и египетское общество выстраивалось в грандиозную пирамиду чиновников, сановников и жрецов, которая в целом подчинялась верховной власти бога-царя. Неприкосновенность и недосягаемость абсолютной вершины этой пирамиды, то есть фараона, служила гарантией надежности и мощи всей сложнейшей государственной иерархии.
[ad#Googletekst_1]

Огромная армия чиновников, ответственных непосредственно перед фараоном, контролировала жизнь государства даже в мелочах.

Огромная армия чиновников, ответственных непосредственно перед фараоном, контролировала жизнь государства даже в мелочах.

Бесчисленны были полномочия и обязанности фараона, обусловленные его божественной миссией, но некоторое из них могли быть доверены его подданным. В числе таких полномочий одним из важнейших было управление правосудием.

Чтобы по достоинству приветствовать божественного посланника-фараона, пока тот принимал участие в их земной жизни, египтяне воздвигали великолепнейшие дворцы, развалины которых и сейчас, спустя тысячелетия, производят впечатление поистине ошеломляющее. Их впечатляющая гармония кажется совершенной, их мощная красота – чудесной.

Но египтяне веровали в бессмертие, — усыпальницы фараонов представляют собой сооружения еще более грандиозные, чем их земные обиталища; эти колоссальные надгробия уже целые века, целые тысячелетия остаются незыблемы и неизменны наперекор самому времени.

Одну из этих гробниц или, точнее говоря, “погребальных храмов” обычно называют “Дом на миллионы лет”, настолько незыблемой выглядит эта постройка. Она расположена в Мединет-Абу, недалеко от Фив, и осталась почти нетронутой за три тысячи лет своего существования. Эта усыпальница была построена около 1180 года до н.э.

Этот величественный храм, стены которого по толщине достигают восьми метров, был сооружен для Фараона Рамсеса III. В культовых изображениях на стенах храма, согласно египетскому обычаю, дань поклонения воздается не только самому божественному фараону, но и всем чтимым в Египте богам: глазам предстает нескончаемая торжественная процессия божественных покровителей человеческого рода.

Специально назначавшиеся чиновники вершили суд во всем Египте.

В самом сокровенном помещении сложнейшей постройки находится собственно гробница – саркофаг, в котором тело фараона должно было сохраняться вечно. Фараонов, богоподобных царей, управлявших египетским государством на протяжении тысячелетий, было очень много. О некоторых из них до нас не дошло никаких сведений , но о многих известно немало. Порой сохранились сведения не только о важнейших событиях жизни фараона, но и о его характере, склонностях, вкусах. Дошедшие до  нас скульптуры, граффити и рисунки в точности донесли даже черты лица многих египетских царей. При этом размеры некоторых изображений колоссальны.

Фараон изображается с непременными атрибутами его царского достоинства; богатые одежды и украшения и теперь, спустя тысячелетия, свидетельствуют нам, точно так же, как прежде всему египетскому народу, о высокой власти представленного художника лица. Прямая борода была важной отличительной чертой изображений фараона, в отличие от изображений богов, которые украшались изогнутой бородой. Корона служила символом верховной власти, в Нижнем Египте ее окрашивали красным, а в Верхнем Египте – белым цветом. Аменхотеп III носил две соединение Египта. Изогнутый на конце жезл был символом силы царя. Священная змея означала могущество бога Ра, смирявшее врагов фараона.

Бальзамирование.

Чтобы понять, насколько важным для египтян было представление о бессмертии, достаточно исследовать значение слово “анх” – “жизнь”, которым в Древнем Египте обозначали как земную, так и загробную жизни. Таким образом, жизнь и смерть были формами одной и той же реальности. При этом влекущий зов земной жизни находил столь сильный отклик в душах египтян, что они верили в возможность наслаждения теми же земными радостями и в царстве мертвых. Речь шла не о смерти, а о перемене жизни, и, следовательно, тело покойного нужно было приготовить к предстоящему ему долгому пути. Египтяне держались представления, что для стяжания истинного бессмертия тело человека после смерти должно сохраняться нетронутым настолько, насколько это возможно. Разложившееся тело не могло бы удостоиться вечной награды. Так родилась целая наука бальзамирования, или таксидермии, то есть сохранение тел умерших. Набальзамированные тела назывались “мумиями”, а богом – покровителем этого сложного искусства был Анубис, сторож гробниц, изображавшийся с головой шакала.

Бальзамирование, благодаря которому тела мертвых могли сохраняться на протяжении многих веков, было долгой и сложной процедурой. Набальзамированное тело заворачивалось в широкие бинты из льна и помещалось в саркофаг, который в свою очередь, наглухо замуровывались в другом, большем, саркофаге, и так далее, вплоть до золотого саркофага, в котором хоронили одних лишь фараонов. Саркофаг этот украшало изображение покойного. Наконец, самый последний саркофаг был обычно каменным.

Сложная операция бальзамирования требовала до двух месяцев работы. В “прекрасном дома” – так называлось помещение для бальзамирования – труп прежде всего освобождали от внутренностей, а затем по особой технологии, рецепт которой до нашего времени не дошел, пропитывали его “слезами, пролитыми с небес Осирисом и Исидой”. Говоря обычным языком, “слезы” эти представляли собой не что иное, как специальные мази: миро, мед, особые соли и род битума, имевшего в Египте название “мум”, откуда и происходит слово “мумия”. После этого все тело забинтовывалось в белые повязки и замуровывалось в специальном и изысканно украшенном ящике – саркофаге. До сих пор, спустя четыре тысячи лет, некоторые мумии сохраняются совершенно такими же, какими они были после бальзамирования. Загробная жизнь в представлении египтян для всех праведников протекала в царстве покоя и изобилия: в прохладной тени пальм и сикоморов, среди виноградных лоз, на берегах прекрасных рек и ручьев, где нет недостатка ни в рыбе, ни в дичи.

Просмотров: 2 812

2 комментария к “Божественный Фараон, Бальзамирование”

  • goldshmidt
    2 июля, 2013, 4:28

    А сейчач самому где забальзамироваться? Хочу в монастырь к Ленину

  • Spartan
    13 июля, 2013, 19:18

    GOLD зачем он вам этот Ленин? Думаю он в качестве соседа по бальзамированию будет один из худших :)

Ваш комментарий

*