БОЙ ОКОЛО ТАНАГРЫ, 377 г. до н.э
Лакедемонский всадник кон. V— IVвв. до н.э. (рис. I) напоминает национальных героев Кастора и Полидевка, которые зачастую изображаются на рельефах того времени верхом, обычно в бронзовых шлемах-пилосах и хитонах-эксомидах, оставлявших свободным правое плечо и образовывавших на талии припуск вроде валика. Герои никогда не изображаются в плащах-хламидах, которые являлись обычной одеждой для греческих всадников. Как правило, носят лакедемонские плащи-трибомы, обернутые вокруг тела так, чтобы оставлять руки свободными. Вооружены они длинными копьями и мечами.Верховая езда требовала наличия обуви. В наши дни сапоги кавалериста размещаются в стремени так, чтобы бедра могли давить на круп лошади. Однако при отсутствии стремян основное усилие перемещается на икры ног, которые помогают всаднику управлять лошадью и удерживаться на ее спине.
Обувь защищала ноги от натирания о грубую шерсть лошади. На рельефных изображениях Кастора и Полидевка невозможно разглядеть их обувь, поэтому мы изобразили лакедемонские сандалии с открытыми пальцами. Возможно, в лакедемонской коннице использовались более высокие образцы обуви.
Изображение скирита (рис. 2) основано на аттическом рельефе, на
котором изображен подобный воин. Ксенофонт утверждает, что перед второй битвой при Мантинее в 362 г.до н.э. аркадские гоплиты по образцу своих союзников-фиванцев украшали свои щиты изображением палицы, чтобы избежать путаницы во время сражения. Палица была символом Геракла — покровителя Фив.
Большинство легенд говорит, что Геракл был рожден в Аргосе или Тиринфе, однако фиванцы настаивали, что именно их город был родиной этого героя. Трудно сказать, сколь долго использовалась на щитах данная эмблема. Ее изображения встречаются в росписях на вазах конца V в. до н.э. Фиванский гоплит (рис. 3) одет в ранний вариант беотийского шлема, который начал использоваться пешими воинами в IVв. до н.э.
[ad#Googletekst_1]
Незадолго до конца V T в. до н.э., как отмечает Филип Генри Блит, в конструкции гоплитского щита произошли коренные изменения. Отныне уже вся поверхность щита покрывалась тонкой листовой бронзой, а его форма стала глубже, приблизившись к пропорциям чаши. В то же самое время деревянная или кожаная основа щита изготовлялась из тонких слоев, которые для дополнительной прочности были спрессованы.
Единственным свидетельством, которым мы располагаем относительно этой детали вооружения, является описание вооружения всадников, готовящихся к битве при Левктрах в371 г. до н.э. Тем не менее можно сказать, что щиты служили отличительными знаками, особенно после того, как лакедемоняне начали использовать на щитах городскую эмблему. В спартанском войске было обычной практикой сваливать вооружение в кучу во время отдыха. И было бы весьма трудно быстро определить, где чей щит, если бы все они не были помечены именами своих владельцев.
Сначала щиты украшались эмблемами их владельцев. Плутарх приводит историю о лакедемонянине, украсившем свой щит изображением мухи в натуральную величину. Когда кто-то упрекнул его в том, что он-де сделал это, чтобы не быть узнанным, лакедемонянин ответил, что скорее наоборот. Ибо, когда он приблизится к врагам, те узнают ее реальную величину. В какое-то время, вероятно, ок. 475—450 гг. до н.э., лакедемоняне стали размещать на щитах эмблему своего города.
Фотий под буквой Л (лямбда) сообщает, что лакедемоняне рисовали ее на своих щитах. В качестве источника этой информации Фотий называет Евполида — афинского поэта-комедиографа, родившегося в446 г. до н.э. Его последнее произведение, из известных нам, было поставлено на сцене в412 г. до н.э. Погиб он «в Геллеспонте», вероятно в битве при Киноссеме в411 г. до н.э. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что эмблема Л появилась на спартанских щитах до412 г. до н.э. По общепринятому мнению, этот фрагмент Евполида относится к комедии, посвященной мантинейской кампании418 г. до н.э. Символ, вероятно, наносился на щит традиционной кроваво-красной краской. Использование эмблемы Л продолжалось и в III в. до н.э., когда мессенские войска попытались хитростью овладеть Элидой, нарисовав на своих щитах лаконские символы.
Один комментарий к “БОЙ ОКОЛО ТАНАГРЫ, 377 г. до н.э”
Да, хотелось бы попасть обратно в прошлое, и быть одним из славных воинов.