Арабское искусство
Арабское искусство как и культура, имеет большое историческое прошлое. Древние арабы относились к своим культурным богатствам с уважением, и почитают свои традиций по сей день. Как же появилась арабское искусство? Как развивалась культура арабов? На эти, и другие вопросы мы попробуем ответить в данной статье.

Вдохновленные общением с более развитыми народами, арабы с жаром занимаются науками, в особенности астрономией.
Коран запрещает почитать изображения. Бог не может быть изображен, поскольку он бесконечно возвышается над человеком. Исламская религия оказала значительное влияние на характер арабского искусства. Первоначально арабский народ не стремился к созданию изобразительного искусства; поэтому так важны были контакты с завоеванными народами – византийцами, персами, египтянами, у которых имелись произведения изобразительного искусства значительной ценности, характеризовавшиеся, в частности, богатством красок.
Арабы увлеклись строительством причудливых монументальных сооружений, пытаясь разнообразить виды свода, чтобы создать новые визуальные ощущения. Считается, что Магомет (Мухаммед) запретил лепить статуи людей, поэтому в скульптуре арабы ограничивались созданием посуды, лепкой цветов, фруктов и редко – животных. Целью живописи было интерпретировать строфы Корана. Художники стремились прежде всего создавать геометрические образы, так называемые арабески.
В том, что касается архитектуры, мы вынуждены с грустью констатировать, что мало что дошло до нас из первых памятников. Выполненные из дерева и кирпича, они просто не могли выстоять под натиском времени.
Но для того, чтобы оценить и понять то немногое, что до нас дошло, важно знать, какими представляли себе арабы задачи искусства. Они полагали, что в произведениях искусства красота проявляется в порядке, в цветах, в роскоши, в контрасте и в повторе одних и тех же элементов; впрочем, они утверждали, что эти же свойства присущи небу и звездам. Культура арабского народа не несет в себе черт ярко выраженной индивидуальности, поскольку на нее значительное влияние оказала культура завоеванных или более развитых народов.

Географы составляли трактаты и карты, которые не будучи совершенными, тем не менее не утратили своего значения и в наши дни.
Очевидным было греческое и персидское влияние. Необходимость распространять идеи Корана и защищаться от других религий вынудила арабов заняться изучением философии и теологии. Кроме того, они занимались изучением арабского языка, поскольку Коран был написан на языке, отличавшемся от того, который они использовали в повседневной жизни.
Около 830 года в Багдаде открылся университет, которому принадлежала очень богатая библиотека. По этому поводу известна одна интересная подробность: халиф Аль-Мамун платил переводчикам философских трудов (и в особенности Аристотеля) столько золота, сколько весили эти произведения: этим объясняются размашистость почерков и плотность бумаги.
Мусульмане всерьез увлекались изучением различных наук, из которых больше всего их внимание привлекала астрономия. Путешествуя по пустыне, где, разумеется, не было никаких ориентиров, они научились, наблюдая звезды, определять то место, где находились, и направление, в котором надо следовать. Кроме того, созерцание неба не могло не развивать их фантазию.
Очень популярными были произведения Птолемея: в Багдаде и Дамаске открылись школы, преподающие его учение. Некоторые халифы для того чтобы поощрить развитие астрономической науки, просили у византийского императора придворного астронома. Таким образом мусульмане смогли тщательно изучить греческие и индийские открытия и вскоре приумножили их. Основные открытия были связаны с расчетами движения Солнца, на котором они также открыли знаменитые пятна; они внимательно следили за равноденствием и могли определить с большой точностью протяженность года. С развитием небесной науки многие города стали знаменитыми астрономическими центрами. Самыми значительными были Каир и Багдад.

Географическая карта Аравии, позаимствованная из трудов Птолемея.
Ученые багдадской школы известны тем, что вели свои исследования строго научными методом и не признавали никакого открытия до тех пор, пока до конца не разобрались в предлагаемом феномене и его причинах. Астрономические наблюдения велись и после падения халифата, в Персии, где были открытии специальные фабрики для производства инструментов, необходимых для исследования звезд.
Быстрота, с которой арабы осуществляли свои завоевания, вынуждала халифов расширять свои познания в географии. Первоначальной информации о собственной стране и, тем более, о завоеванных странах явно не хватало. Таким образом, появилась потребность узнать, где расположена завоеванная страна, какие области и города ее составляют, какие и сколько людей ее населяют. Кроме того, обращенные в ислам должны были совершить паломничество в Святой город – для этого необходимо было указать им пути следования, а также строить новые дороги, чтобы упростить сообщение между городами и увеличить объем торговых сделок. Это также позволило бы торговцам расширить поле своей торговой деятельности. Не желая допустить ошибок, географы, проведя долгое и тщательное исследование учения Птолемея, оправились в путь по стране. Некоторые из них, как, к примеру Ибн Хаваал, посвятили всю жизнь исследованиям страны, пересекая ее от Индии до Сирии, от Африки до Испании. Атласы, составленные с удивительной точностью, служили также для определения маршрутов для войск, чиновников, собиравших налоги, и для организации почтовых доставок.
5 комментариев к “Арабское искусство”
Очень интересная информация!!!
Очень познавательный сайт. Статьи читаются легко и в них много интересных фактов.
Восхищаюсь арабским искусством.
Сайт супер !
Побольше бы таких статей с достоверной информацией!