Африканская культура
Африканская культура
Продолжая тему об древних африканцах, мы решили попробовать раскрыть тему: “Африканской культуры”. Какой же была африканская культура? С какими сложностями африканским племенам пришлось столкнутся в эти нелегкие времена?
Собственно со времен древних римлян и почти до настоящего времени Сахару считали бесплодной, безжизненной, бескрайней пустыней. Но находки останков животных, деревьев и людей, живших там, где сейчас жизни почти не существует, позволяют сделать вывод, что в праисторический период Сахара была плодородной равниной, на которой человек появился в конце четвертичного периода.
Историки свидетельствуют что примерно между 8000 и 6000 годами до н.э. в Африке появляются европеоиды которые жили, охотясь и собирая то, что давала земля. Немного позже, с приходом негроидной группы, началось строительство домов на сваях, появилось земледелие. Нашествие кочевых скотоводческих племен (возможно, пришедших с запада), которые следовали одно за другим волнами около 5000 года до н.э. стимулировало зарождению и развитие животноводства. К 2000 году до н.э. на территории Сахары появились первые признаки засухи. Одновременно с этим стихийным бедствием цивилизация Тассиля подвергалась нашествию “Народа на повозках”, который к 1200 году до н.э. уже знал колесо. Использование лошадей, хотя и начавшееся позже, чем в Азии, относится к 600 н.э.
Из-за частых сильных дождей Сахара проживала свой золотой период. Земля была богата дикими плодами и животным миром, что в свою очередь привлекало огромное количество переселенцев. В поисках просторных равнин человеческие сообщества оседали здесь в значительно большем количестве, чем в любой другой области. Племена, населявшие Сахару, занимались разнообразными видами деятельности. Рыбаки, возможно пришедшие с верховья Нила, строили деревни на сваях, и жили, занимаясь ловлей богатейшей водной фауны: моллюсков, рыб и даже крокодилов и бегемотов. Охотники углублялись в глубь территории, преследуя жирафов, страусов, слонов, виды и ареал обитания которых ограничен сегодня только саванной. Позже собиратели плодов превратились в земледельцев, а когда к ним пришли кочевники-скотоводы, они научились также и выращивать животных.
Параллельно с этими видами деятельности развивалась также и самая настоящая индустрия обработки камня. Великолепные браслеты и ожерелья, найденные среди инструментов, необходимых для земледелия и скотоводства, свидетельствуют о том, насколько утонченным вкусом обладали ремесленники еще в те времена и как стремились они в своей работе к изяществу.
Богатство и удивительное разнообразие стилей наскальных рисунков доказывают, что в этих краях подолгу проживали вместе и влияли друг на друга различные племена. Для этого периода, который, кажется, связан с какой-то мистической религией, характерно отсутствие охотничьих и воинских сцен. Однако сцены с этими сюжетами в огромном количестве встречаются в последующие эпохи и являются для нас источником точных сведений, предоставляющих возможность проникнуть в духовный мир и исторические события утерянной культуры.
Искусство наскальных росписей не прекратило своего существования и в эпоху бушменов, которые на скале Васутоланд оставили трагические свидетельства своего мужества, в том числе и перед лицом ружей белых людей.
Изумительны наскальные изображения и рисунки свидетельствуют о том, что в Африке существовало три особенно богатых центра: Орано в Южном Алжире, Феццан в Ливии и Тассили в центре Сахары. В течение многих веков “на плоскогорье рек” (именно это значит Тассили на языке туарег) стекались народы Африки и Европы, и мы можем прочитать эпопею их воинских подвигов и мирных дней в древних горах, разрушенных песком и ветрами, в каньонах, прорезанных древней рекой. Изображения гигантских животных, несколько выцветшие с течением времени, потрясающие своим реализмом, вызывают в воображении картины суровой и насыщенной событиями жизни охотников и при этом дают представление о мистических верованиях, которые связывали человека с природой.
Животные были объектом почитания и часто воспроизводились на рисунках группами рядом с фигурами людей под магическим знаком спирали в изображениях, использовавшихся при ритуалах, значение которых нам сегодня непонятно. Изображения людей с головами животных являются одним из доказательств того, что египтяне и племена, жившие в Тассили, в течение многих веков имели тесные контакты и влияли друг на друга.
Первые колонизаторы достигали Сахары небольшими группами, ведя за собой короткохвостых овец и коз, похожих на тех, что до сих пор разводят в Туареге. Со следующей волной переселенцев появился крупный рогатый скот. Кочевники передвигались на спинах быков, в сопровождении жен и детей; за ними шли стада и собаки. Откуда пришли эти народы?
Замечательные наскальные росписи африканцев в Тассили показывают нам женщин с изящными телосложением, с прическами конической формы, типичной для сенегальцев, но эфиопские форма головы и черты лица свидетельствуют о том, что это пришельцы с запада. Основой их жизни было разведение крупного рогатого скота. На фресках коровы нарисованы с рогами вниз, в форме лиры или полумесяца, у водопоя, по возвращении с пастбищ или в ожидании дойки. Обширные сцены изображают сражения за владение стадомм или же сцены охоты на львов, гипопотамов и носорогов. Все рисунки являются неопровержимыми доказательствами того, что в Сахаре была вода.
Пастухи из Тассили строили овальной формы хижины, огороженной для скота территории и обносили достаточно высокими стенами, чтобы животные не могли их перепрыгнуть. Иногда одно ограждение строилось для нескольких хижин, а вход запирался. Кочевники перемещались с одного места на другое, следуя за циклом сезонных миграций стад, в поисках пастбищ. Каменные жерновая и трамбовки, находимые в больших количествах, использовались для помола зерна дикорастущих злаков, которые собирали женщины, как это делают они и по сей день сохраняя африканскую культуру. Не исключен тот факт, что многие племена уже умели выращивать пшеницу. На наскальных рисунках запечатлена жизнь деревни в моменты радости.
Одним из самых почитаемым богом этими народами, был бог Солнца. Сохранилось также изображение богини или жрицы этой примитивной религии – женская фигура, идущая под облаками из зернышек, воспроизводится на нескольких росписях.
Конец праисторической цивилизации Тассили совпадает с нашествием с севера. Новые народы, которые использовали лошадей и повозки, что давало им преимущество в битве, вынудили скотоводческие племена противостоять им копьями и щитами. Но действительно ли они были побеждены, или же произошло внезапное изменение климата, вынудившее пастухов искать новые земли? Мы этого не знаем, и удивительные свидетельства об этом племени иссякают. Возможно, что захватчики поработили пастухов и увлекли за собой дальше к Нигеру. После завоевания “народ на повозках” вынужден был бороться с изменениями климата: количество дождей уменьшалось, высохли реки, исчезли пастбища и дичь. Росписи, оставленные ими вдоль всего своего маршрута перемещения, показывают что эти племена пересекли всю Сахару и быстро научились ездить верхом.
4 комментария к “Африканская культура”
Все что прочитал было новым для меня, спасибо за ваш труд. Узнал достаточно много интересных фактов из жизни африканцев.
Очень хороший и полезный сайт!
Данилко, спасибо вам за теплые слова.
Не зря старались спасибо за информацию!!!)